Юридические услуги для бизнеса

юрист Людмила Шерснёва

Тел.+375 (17) 318-41-72

Velcom +375 (29) 633-03-26

E-mail

Skype liudmila_shersniova

 

+375 (17) 318-41-72

+375 (29) 633-03-26

liudmila_shersniova

Аттестация нерезидентов в строительстве

21 августа 2017

СИТУАЦИЯ:

Проектная организация (резидент Российской Федерации) планирует участвовать в тендерах и осуществлять работы по проектированию зданий и сооружений первого-четвертого классов сложности на территории Республики Беларусь в соответствии с собственными (российскими) разрешениями в рамках единого рынка услуг в ЕАЭС. Допустят ли такую организацию на белорусский строительный рынок? Или нерезиденту нужно создавать юридическое лицо в Беларуси и получать разрешения и аттестаты в соответствии с белорусским законодательством?

С 1 января 2015 г. на основании Договора о Евразийском экономическом союзе на территории ЕАЭС начал функционировать единый рынок услуг.

Конкретные секторы услуг, в которых с 1 января 2015 г. функционирует единый рынок услуг в рамках ЕАЭС, закреплены решением Высшего Евразийского экономического совета от 23.12.2014 №110.

В частности, строительные работы и услуги в инженерных областях (за исключением услуг в отношении особо опасных и технически сложных объектов капитального строительства, а также связанных с сохранением объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)) входят в данные секторы услуг.

При этом, несмотря на общую либерализацию рынка услуг, определенную Договором о ЕАЭС, каждое государство-член в отношении услуг, поставщиков и получателей услуг другого государства-члена может применять отдельные условия и ограничения, указанные:

  • в приложении 2 к Протоколу о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций,
  • в национальных перечнях, указанных в решении Высшего Евразийского экономического совета от 23.12.2014 №112 «Об утверждении индивидуальных национальных перечней ограничений, изъятий, дополнительных требований и условий в рамках Евразийского экономического союза для Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (п.23 Протокола о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций).

 Аттестация нерезидентов в строительстве

Требования к компаниям из ЕАЭС, участвующим в строительстве на территории Республики Беларусь

Белорусское национальное законодательство не привязывается к тому, является ли подрядчик, проектировщик нерезидентом Республики Беларусь или нет, равно как и не содержит запрета на возможность заключения нерезидентом договора на выполнение работ, оказание услуг в строительстве для заказчика-резидента Республики Беларусь. На законодательном уровне также не закреплена обязанность нерезидента специально создавать для этого представительство или юридическое лицо в Беларуси.

 

Резидент РФ вправе заключить договор с белорусским заказчиком на выполнение работ, оказание услуг в строительстве. Но при этом резидент РФ должен соответствовать квалификационным требованиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

 

Это связано с тем, что на сегодняшний день всё еще не решена проблема взаимного признания разрешительных документов на ведение строительной деятельности в ЕАЭС. Например, в России такими документами до 01.07.2017 являлись свидетельства СРО о допуске к видам работ, а в Беларуси с 01.04.2014 по настоящее время являются аттестаты соответствия.

Для осуществления деятельности в строительной сфере в России компания (независимо от того, резидент она или нерезидент РФ) должна пройти процедуру регистрации в реестре членов СРО, а в Беларуси резиденты и нерезиденты проходят установленные процедуры аттестации.

Таким образом, для того, чтобы компания-резидент РФ могла участвовать в процедурах закупок и выполнять работы (оказывать услуги) на территории Беларуси, она должна выполнить установленные в Беларуси условия допуска: не только аттестовать своих сотрудников, но и получить аттестат соответствия, который выдается юридическому лицу.

 

Аттестация нерезидентов в строительстве

 

Нужно ли компании из ЕАЭС создавать в Беларуси новую компанию и становиться на налоговый учет?

В Республике Беларусь сохраняется общая концепция допуска нерезидентов к деятельности без создания национального юридического лица.

Напомню, что с 1 января 2014 года нерезиденты, которые намерены осуществлять предпринимательскую деятельность в Беларуси по выполнению работ, оказанию услуг, строительству, продолжительность которых в соответствии с договором превышает соответственно 90 и 180 дней, вправе становиться на налоговый учет в Беларуси без регистрации представительства в МИД РБ. Для постановки на налоговый учет достаточно договора о выполнении работ, оказании услуг или осуществлении строительных работ на территории Беларуси, период выполнения которых превышает сроки, которые установлены пунктами 3 и 4 статьи 139 НК (подп.2.6 п.2 ст.66 НК).

Таким образом, для выполнения работ, оказания услуг в строительстве, срок которых превышает 90 или 180 дней, российская компания обязана стать на налоговый учёт в Республике Беларусь в качестве постоянного представительства, но при этом фактически создавать в Беларуси представительство, аккредитованное МИД РБ, или национальное юридическое лицо не обязана.

Если сроки по договору меньше указанных в пунктах 3 и 4 статьи 139 НК, то у российской компании нет оснований для постановки на налоговый учет. В этом случае обязательства по исчислению и уплате НДС по обороту российской компании по реализации строительных работ (услуг) возлагаются на заказчика, то есть на белорусского плательщика (п.1.ст.92 НК).

 

Вывод

Белорусская практика идет по пути того, что компании, зарегистрированные в государствах-членах ЕАЭС, могут получать квалификационные аттестаты для сотрудников и аттестаты соответствия для выполнения работ, оказания услуг в строительстве без создания в Беларуси национального юридического лица.

Прохождение всех необходимых процедур по получению аттестатов возможно непосредственно компанией-нерезидентом.

Для этого компания должна обратиться с уполномоченную организацию (инженерное республиканское унитарное предприятие «БЕЛСТРОЙЦЕНТР») с заявлением о выдаче соответствующих аттестатов.

Следует учесть финансовый аспект: получение разрешительной документации нерезидентом на своей территории может обойтись значительно дороже, а также могут возрасти и сроки получения аттестатов. Это связано в первую очередь с тем, что специалисты уполномоченной организации будут выезжать в командировку по месту нахождения заявителя-нерезидента (например, для проведения квалификационного экзамена руководителей и специалистов, выполнения иных процедур и формальностей).

В этой связи с целью сокращения издержек на аттестацию возможно рассматривать также вариант с созданием национального юридического лица (коммерческой организации) на территории Республики Беларусь.

Людмила Шерснёва

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *