Юридические услуги для бизнеса

юрист Людмила Шерснёва

Тел.+375 (17) 318-41-72

Velcom +375 (29) 633-03-26

E-mail

Skype liudmila_shersniova

 

+375 (17) 318-41-72

+375 (29) 633-03-26

liudmila_shersniova

Декрет №7: строительство

23 ноября 2017

23.11.2017 Президент Республики Беларусь подписал Декрет №7 «О развитии предпринимательства», которым откорректированы многие условия для ведения бизнеса в Республике Беларусь.

В отличие от Директивы от 31.12.2010 №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь», которая на практике так и осталась мертворожденной, большинство норм Декрета №7 призваны установить конкретные правила и снять конкретные ограничения для бизнеса.

Основные нормы Декрета №7 – это нормы прямого действия, поэтому так важна его правоприменительная практика. Вместе с тем, в Декрете №7 содержится ряд не очень точных формулировок, обещаний и деклараций, требующих конкретизации при приведении остальных НПА в соответствие с данным декретом. Это вызывает вопросы относительно однозначного понимания и применения его на практике. Однако, как говорится, «поживем – увидим».

 

Декрет №7: строительство

 

Итак, помимо общих изменений, касающихся всех сфер экономической деятельности, в сферу строительства Декрет №7 внес следующие основные изменения:

 

1. В части закупок товаров, работ, услуг.

Не нужно проводить процедуры закупок (подрядные торги, торги, переговоры) товаров, работ, услуг при строительстве за частные деньги.

Со вступлением в силу Декрета №7 процедуры закупок в строительстве нужно будет проводить только в двух случаях:

  • при строительстве полностью или частично за счет республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома,
  • при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений).

 

2. В части аттестатов соответствия.

Не требуется наличие аттестата соответствия заказчика при технической модернизации, капитальном ремонте объектов. Такие работы осуществляются собственниками объектов либо с их письменного согласия субъектами хозяйствования, у которых объекты находятся на ином вещном праве или на основании гражданско-правового договора.

Не требуется аттестат соответствия на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации.

 

3. В части разрешительной документации.

Не нужно получать разрешительную документацию в местных исполкомах. Субъекты хозяйствования вправе выполнять строительные работы при капитальном ремонте, работы по технической модернизации объектов на основании проектной документации без получения разрешительной документации, выдаваемой местными исполнительными и распорядительными органами.

При этом приступить к выполнению работ при капитальном ремонте можно со дня, следующего за днем направления уведомления о проведении таких работ в органы государственного строительного надзора (за исключением объектов, на которых не осуществляется государственный строительный надзор).

 

4. В части государственной экспертизы.

Не нужно обращаться за проведением государственной санитарно-гигиенической экспертизы проектной документации на строительство объектов социальной, производственной, транспортной, инженерной инфраструктуры (за исключением проектной документации на объекты, расположенные в санитарно-защитных зонах и зонах ограниченной застройки, передающих радиотехнических объектов Вооруженных Сил Республики Беларусь).

Не нужно обращаться за проведением государственной экологической экспертизы в отношении ряда объектов.

При этом субъекты хозяйствования в процессе осуществления экономической деятельности обязаны соблюдать общие требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды, требования в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования.

Субъекты хозяйствования будут осуществлять строительно-монтажные работы на объектах (при наличии положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации) после направления уведомления заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в виде электронного документа в органы государственного строительного надзора (за исключением объектов, на которых не осуществляется государственный строительный надзор). Заключение государственной экспертизы по проектной документации утрачивает силу, если производство строительно-монтажных работ на объектах строительства не начато в течение 2-х лет после его получения.

 

5. В части оказания инженерных услуг в строительстве.

  1. Субъекты хозяйствования будут оказывать при строительстве объектов «под ключ» заказчику весь комплекс инженерных услуг, кроме осуществления технического надзора за строительством, а также следующих функций, которые относятся к компетенции заказчика и при выполнении которых не требуется получение аттестата соответствия заказчика:

а) принятие решения о строительстве объекта;

б) утверждение проектной документации;

в) обеспечение финансирования объекта строительства и контроля за расходованием средств, направляемых на его финансирование;

г) принятие решения о консервации незавершенного объекта строительства, о продлении срока строительства объекта;

д) утверждение состава приемочной комиссии и акта приемки объекта строительства в эксплуатацию.

 

  1. Субъекты хозяйствования вправе при оказании инженерных услуг по комплексному управлению строительной деятельностью оказывать заказчику весь комплекс инженерных услуг, в том числе получать разрешительную документацию.

При этом не подлежат передаче инженерной организации следующие функции заказчика:

а) принятие решения о строительстве объекта;

б) утверждение проектной документации;

в) обеспечение финансирования объекта строительства и контроля за расходованием средств, направляемых на его финансирование;

г) принятие решения о консервации незавершенного объекта строительства, о продлении срока строительства объекта;

д) утверждение состава приемочной комиссии и акта приемки объекта строительства в эксплуатацию.

 

6. В части гарантийного срока.

Применяется гарантийный срок не менее 5 лет на принятые в эксплуатацию объекты и (или) строительные работы, за исключением:

  • технологического, инженерного, сантехнического, электротехнического и другого оборудования, материалов и изделий, использованных для строительства объектов (выполнения строительных работ), гарантийный срок на которые устанавливается законодательством или изготовителем;
  • работ по текущему ремонту, пусконаладочных работ, гарантийный срок на которые устанавливается не менее 2-х лет.

Резервирование (в случае выбора такой формы обеспечения обязательств) сроком на 2 года денежных средств на спецсчете в размере 1,5% стоимости выполненных на объектах строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения работ в целях устранения результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества.

 

7. В части сноса неиспользуемых объектов.

Участники строительства:

1) осуществляют снос неиспользуемых объектов по решению местных исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня, в котором определяется необходимость разработки проектной документации;

2) определяют по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами базового территориального уровня:

  • порядок, способ сноса неиспользуемого объекта, порядок обращения с материалами и отходами, образующимися при сносе неиспользуемого объекта (включая возможность их передачи населению, крестьянским (фермерским) хозяйствам и иным организациям, а также использования для рекультивации карьеров, выполнения работ по вертикальной планировке нарушенных земель, в том числе в месте производства работ по сносу неиспользуемого объекта, для подсыпки оснований дорог, в качестве изоляционных слоев на объектах захоронения отходов);
  • порядок восстановления плодородия нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот.

 

8. В части приемки объектов в эксплуатацию.

  1. Субъекты хозяйствования при приемке в эксплуатацию объекта, очереди строительства, пускового комплекса получают заключения государственных органов и организаций исключительно на предмет соответствия указанных объектов строительства разрешительной документации, проектной документации, разработанной и утвержденной с учетом установленных законодательством требований к ее разработке и утверждению, в том числе требований безопасности и эксплуатационной надежности.
  2. Эксплуатирующие организации обязаны в течение 3-х месяцев с даты приемки в эксплуатацию объектов, завершенных строительством, но не зарегистрированных в установленном порядке в качестве объектов недвижимого имущества, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры и их благоустройства, принять их безвозмездно в государственную собственность и обратиться за государственной регистрацией в отношении этих объектов.

Решение о приемке таких объектов безвозмездно в государственную собственность принимается на основании акта о передаче затрат и документов, подтверждающих завершение их строительства и соответствие проектной документации, без наличия документов, удостоверяющих государственную регистрацию их создания.

 

Указанные нормы вступают в силу с 26 февраля 2018 г.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *