Юридические услуги для бизнеса

юрист Людмила Шерснёва

Тел.+375 (17) 318-41-72

Velcom +375 (29) 633-03-26

E-mail

Skype liudmila_shersniova

 

+375 (17) 318-41-72

+375 (29) 633-03-26

liudmila_shersniova

Строительство-2019: определен порядок регулирования закупок товаров, работ, услуг при строительстве

14 июня 2019

С 01.07.2019 Указом Президента от 07.06.2019 №223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» вводятся требования о проведении процедур закупок при строительстве, финансируемых полностью либо частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов.

Указ № 223 не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве, если процедуры таких закупок начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) заключены до 1 июля 2019 г. При этом следует учитывать, что процедура закупки при строительстве считается начатой со дня принятия решения заказчика о ее проведении. Проведение процедур таких закупок и исполнение договоров осуществляются в соответствии с законодательством, действовавшим до 1 июля 2019 г.

Следует отметить, что основные нормы проведения закупок по сравнению с ранее действовавшим Указом №380 не изменились, появились отдельные доработки и уточнения.

 

В Указе №223 расширен перечень случаев, когда проведение подрядных торгов, торгов либо биржевых торгов не является обязательным, и заказчик вправе провести переговоры или  самостоятельно выбрать процедуру закупки.

Проведение подрядных торгов, торгов либо биржевых торгов не является обязательным в случаях, когда:

1) подрядные торги, торги либо биржевые торги, проведенные в установленном порядке, признаны несостоявшимися в силу того, что участник-победитель не определен или отказался от заключения договора;

2) генеральной проектной организацией, генеральной подрядной организацией заключаются договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) на выполнение (оказание) отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству;

3) заключаются договоры на:

  • выполнение работ по текущему ремонту;
  • ведение авторского надзора за строительством при невозможности осуществления разработчиком проектной документации такого надзора (при ликвидации (прекращении деятельности) разработчика проектной документации, наличии иных обстоятельств, исключающих его деятельность);
  • внесение изменений и дополнений в проектную документацию по заданию заказчика;
  • выполнение подрядной организацией дополнительных работ, не учтенных в проектной, в том числе сметной, документации на строительство объекта, необходимость выполнения которых возникла в ходе исполнения договора строительного подряда, с последующим внесением изменений в проектную, в том числе сметную, документацию в порядке, установленном законодательством;
  • аренду техники, необходимой для выполнения отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ.

В этих случаях закупки товаров (работ, услуг) при строительстве осуществляются по выбору заказчика путем проведения подрядных торгов, торгов, переговоров либо биржевых торгов.

 


В Указе №223 расширен перечень случаев, когда предоставляется право не проводить процедуры закупок товаров (работ, услуг) при строительстве.

Данный перечень дополнен случаями, когда субъектам хозяйствования при бюджетном финансировании предоставлено право без процедур закупок определять:

  • организации при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений), ликвидации аварийных или чрезвычайных ситуаций (по согласованию с государственным органом (организацией), которому подчинен либо в состав (систему) которого входит заказчик, а в случае отсутствия такого государственного органа (организации) – по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами по месту нахождения заказчика) – заказчикам;
  • Генпроектировщика, Генподрядчика, Субподрядчиков, строительные и иные организации при заключении договоров о строительстве национального павильона на международных выставках «ЭКСПО» – заказчику по согласованию с организационным комитетом для подготовки и проведения национальной экспозиции на международной выставке «ЭКСПО» на конкурсной основе. Порядок проведения такого конкурса определяется заказчиком по согласованию с указанным организационным комитетом;
  • поставщиков товаров, исполнителей работ, услуг при реализации проектов государственно-частного партнерства – заказчикам – частным партнерам.

 


Указом №223 расширен перечень лиц, которые не могут выступать участниками процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве:

  1. эксперт или экспертная организация в процедуре закупки, привлекавшиеся к ее организации либо проведению для консультаций и (или) получения заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;
  2. юридическое лицо и (или) индивидуальный предприниматель, работники (работник) которых оказывали услуги по организации проводимой процедуры закупки;
  3. лица, указанные в абзацах 2, 3, 5–8 пункта 2 статьи 57 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. №300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»:
  • организатор процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;
  • учредитель, участник, собственник имущества организатора;
  • реорганизуемое юридическое лицо, за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо;
  • субъект хозяйствования, находящегося в процедуре ликвидации, прекращения деятельности, признанного банкротом, за исключением нахождения процедуры санации;
  • лицо, включенное в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах закупок товаров (работ, услуг) при строительстве;
  • лицо, включенное в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам товаров (работ, услуг) при строительстве.

 


Совет Министров Республики Беларусь вправе устанавливать преференциальную поправку, применяемую при проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве, определять ее размер и условия применения в случае предложения участником таких процедур:

  • товаров (работ, услуг) собственного производства;
  • товаров (работ, услуг), происходящих из Республики Беларусь и государств – членов Евразийского экономического союза (ранее префпоправка могла устанавливаться относительно товаров собственного производства, а также товаров происходящих из Республики Беларусь и стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь).

 


Координация деятельности в области организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве будет осуществляться Межведомственной комиссии по проведению процедур закупок при строительстве, создаваемой Министерством архитектуры и строительства.

Терминология. Указ №223 вводит термины для целей закупок при строительстве. В их числе определения аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений), вида товаров, закупки товаров при строительстве, преференциальной поправки, процедуры закупки, работ, услуг строительства, технической модернизации, услуги, участника, участника-победителя, частного партнера, эксперта, экспертной организации (приложение 2 к Указу №223).

 

Указ №223 будет действовать два года,  с 1 июля 2019г. до 1 июля 2021 г. В этот период законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) при проведении процедур закупок при строительстве не применяется.